Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 08.07.2025, 15:45

Добро пожаловать на сайт Хисматовой Тамары Фанзеловны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [30]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Работа с одаренными детьми при изучении татарского языка и литературы»

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и  одарённых детей.

Главной целью обучения и воспитания одарённых детей на уроках татарского языка и литературы является создание условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие их речевых способностей, познавательной сферы. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретённых возможностей, а также развитие личностных качеств: ответственности, самостоятельности, нравственности.

Важный фактор развития детской одарённости – формы и методы организации учебной деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные, проблемно- исследовательские, игровые ( групповые дискуссии, мозговые штурмы, творческие задания и многие другие, развивающие способности детей).

На уроках  татарского  языка и литературы я стараюсь воспитывать патриотические и духовно-нравственные качества, уважительного отношения к культуре обычаям традициям татарского народа. И от того, насколько учитель сможет пробудить к своим урокам интерес учащихся, зависит, какими гражданами они вырастут, каким будет наше будущее. Поэтому, урок обязательно должен быть результативным, интересным, захватывающим, понятным, увлекающим ребенка в познавательную и творческую деятельность. Учащиеся должны ощущать радость открытий, самостоятельно постигать новые знания и открывать области их применения. В моей работе наблюдаются стабильные результаты обученности с позитивной динамикой.

Я, учитель татарского языка и литературы школы много лет работаю с разновозрастной группой учащихся(4-11 кл.) Как любой современный учитель,  стараюсь и детям привить любовь к самостоятельному добыванию знаний, исследовательской работе по предмету, постоянному самосовершенствованию.

Широко применяю такую форму работы, как составление рефератов, докладов, подготовка к публичным выступлениям, которые требуют большой самостоятельной работы учащихся.

Но только классно – урочная система работы с одарёнными детьми не в состоянии решить все задачи и проблемы.

Большие возможности осуществлять работу с одарёнными детьми даёт внеклассная работа по предмету: проведение недели татарского языка и литературы, выпуск литературных газет, конкурсы, викторины, литературные чтения, литературные вечера, олимпиады по предмету, участие в конкурсах чтецов разного уровня, в конкурсах сочинений и литературно – творческих работ, кружковая работа.

Живое слово учителя, эмоциональное и образное, высокая культура общения, умение каждому этапу работы придать смысл делают задания, которыми руковожу , интересными и запоминающимися.  Интересуюсь искусством и до каждого ученика стараюсь донести не только знания, умения, навыки по татарскому языку и литературе, но и красоту звучащего слова, неразрывную связь слова с музыкой, живописью, скульптурой.

Настоящий эрудит должен постоянно испытывать информационный и эмоциональный голод. А утолить его может только постоянная работа над собой, чтение, раздумья.

В работе с одаренными детьми использую разнообразные формы и методы работы, а так же приемы ораторского мастерства. Для практических занятий подбираю материал  эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей учеников. Слушание, чтение, говорение, письмо – все четыре вида деятельности являются неотъемлемой частью моей работы. Практически на каждом занятии даются задания поисково–исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой, словарями различного типа (толковыми, этимологическими, русско-татарскими, фразеологическими и т.д.) и справочниками. Например, для выполнения задания: объяснить значение и происхождение слова олимпиада – учащимся, безусловно, требуется толковый и этимологический словари. Для того, чтобы объяснить значение таких слов, как: табышмак, табип, читек, нардуган - необходимо использовать толковый словарь татарского языка.

Главная цель  занятий – подготовка к олимпиадам различного уровня (школьным, муниципальным и областным, международным)

В качестве материала для занятий использую олимпиадные задания прошлых лет, а также теоретический и практический материал, собранный мной из самых различных источников: словарей, учебников, учебных пособий, журнальных публикаций (журнал «Магариф»), текстов художественной литературы.

Результатами целенаправленной работы с одарёнными детьми являются достижения учеников в различных конкурсах (конкурс чтецов, посвящённый 130-летию со дня рождения Г.Тукая, конкурс сочинений «Герои Самарской области» посвящённый 70- летию Великой Победы, Всероссийский конкурс «На крыльях вдохновенья», областные Тукаевские чтения,  межрегиональный фестиваль «Халкым минем»,  Всероссийский конкурс  юных чтецов «Живая классика», олимпиады и научно-практические конференции, районный конкурс  «Созвездие талантов», межрегиональный конкурс «Без - Тукай варислары».

Ежегодно ученики нашей школы становятся победителями в областных олимпиадах по татарскому языку и литературе: в 2013 году Кашапова Лейсян, в 2014 году Заляева Диляра, в 2015 ученица 10Б класса Шарапова Альбина заняли 1 место. И  они представляли Самарскую область в Международной олимпиаде по татарскому языку и литературе в Казани. Все это говорит о живом интересе к предмету о развитии творческих способностей учащихся.

Каждый год в рамках олимпиады  проводится конкурс чтецов. Членами жюри конкурса являются представители из Самары: директор областного татарского общества «Туган тел» Фархат Махмутов, члены совета СОТО «Туган тел» Азат Надиров, Фаиль Юсупов, Римма Нуретдинова.

Конкурс чтецов оценивается  в двух номинациях: «Декламация», «Авторские стихи».   Жюри конкурса учитывает не только выразительность чтения и грамотную речь, но и оценивает артистизм исполнения и смысловую структуру текста, умение выбрать текст произведения.

Победителем конкурса стал ученик 11 класса Хайретдинов Ильяс.  В номинации «Авторское стихотворение» 2 место заняла ученица 9Б класса Шакурова Ралина. Ежегодно ученики нашей школы становятся призерами и победителями в областном конкурсе чтецов по татарской  литературе: 2012 год -  Сабирова Алина,  2013 год - Фатхутдинов Альберт, 2014 год - Хайретдинов Ильяс, 2015 год - Мустакаев Рамиль                         

Все победители конкурса были награждены дипломами и ценными призами.

5 марта 2016 года в СДК села Алькино прошѐл Восьмой межрегиональный творческий фестиваль «Халкым минем», посвящѐнный 130-летию со дня рождения народного татарского поэта Габдуллы Тукая и 110-летию со дня рождения Героя Советского Союза, лауреата премии Ленина, татарского народного поэта Мусы Джалиля. Организаторами мероприятия  стали исполком Всемирного конгресса татар, телерадиокомпания ТНВ, Всероссийская общественная организация «Татарские сѐла России», Управление культуры муниципального района Похвистневский, татарское культурно-просветительское общество «Туган тел» Похвистневского района Самарской области.     

 Почтить память поэтов, посостязаться в художественном слове и вокале приехали 80 самодеятельных артистов из различных населенных пунктов Самарской, Оренбургской областей и Татарстана.   

Оценивали выступающих члены компетентного жюри:  народный артист республики Татарстан Фердинанд Салахов, руководитель пресс-центра Всемирного конгресса татар Гульназ Шайхи, Заслуженный работник культуры Самарской области, художественный руководитель народных коллективов «Раздолье» и «Денница» Гусарова Гюзель Арслановна, учитель татарского языка  Алькинской  школы  Асылгареева  Зульфия Низахутдиновна.              Из нашей школы на фестивале в номинации «Художественное слово» приняли участие 5 учеников 8-11классов. Участники выступили достойно и получили благодарственные письма от оргкомитета праздника. А победителем стала ученица 10 «А» класса, которая была награждена дипломом и памятным подарком. В 2011 году ученик 11Б класса Шакуров Реналь занял 2 место. В 2015 году ученик 11Б класса Хайруллин Шамиль стал победителем межрегионального конкурса «Халкым минем»

Всероссийский конкурс юных чтецов “Живая классика” - это конкурс, объединяющий учащихся, желающих поделиться своими читательскими открытиями. Ученики 6б класса Шакуров Ильдар и Акимова Жасмин стали победителями на муниципальном туре. Шакуров Ильдар  на окружном туре занял 2 место и представлял Камышлинский район  в областном конкурсе «Живая классика»

Долгие годы работает театральная студия «Тамчылар. Ученики с большим интересом посещают кружковые занятия. Вместе с учениками для постановки спектакля выбрали комедию Г.Камала  «Беренче театр» .Здесь был полный простор для творчества ,проявления личных качеств и талантов детей. Они с большим успехом выступили перед зрителями на юбилейном празднике местного театра.

Оценивая опыт работы с детьми в театральной студии, можно сделать вывод, что такая форма интеграции обучения и воспитания в средних классах является одной из наиболее эффективных, так как она соответствует наиболее выраженным специфическим особенностям физиологического, психического, эмоционально-нравственного, социального развития детей подросткового возраста. Участие в театральной студии обеспечивает удовлетворение познавательных, коммуникативных потребностей детей, их стремления к самопознанию и самореализации, к проявлению развивающихся умственных и творческих способностей.

Каждый год проводится межрегиональный конкурс «Без Тукай варислары» Этот конкурс направлен на сохранение национального наследия, пропаганду татарского языка, развитие современной национальной поэзии ,воспитание личности на лучших образцах национальной культуры .Ученики нашей школы с большим  желанием принимают активное участие

 Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация научно-исследовательской работы учащихся, предоставляющая учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.

Целью работы в этом направлении является развитие творческих способностей, привитие исследовательских умений, интересов к науке. В организации исследовательской деятельности школьников я использую системный подход.

В этом направлении мои ученики добились неплохих результатов: Сабирова Алина и Гирфанова Лилия, ученицы 11А класса в 2012 году заняли 2 место в научно-практической конференции школьников «Интеллект. Творчество. Фантазия» с работой « Анвар Давыдов- поэт родного края» и стали участниками в областном конкурсе «Моя малая Родина»

 Японская пословица гласит: «Жизнь должна быть поиском жемчуга». Как жемчуг собирается по мельчайшим крупинкам, так и в учительской профессии успех складывается из каждодневного напряжённого, кропотливого труда.

Работа с одарёнными детьми ставит перед учителем задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления индивидуальности. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, развивает и свои творческие способности, находит всё новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности учеников.

Одарённость существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться. Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться, и самая большая награда для учителя – успехи и достижения учеников, их реализация в жизни.

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: khistamara (11.04.2017)
Просмотров: 1060 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    uCoz