Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 08.07.2025, 05:12

Добро пожаловать на сайт Хисматовой Тамары Фанзеловны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [30]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Педагогический проект: «Духовно - нравственное воспитание при изучении татарского языка и литературы»

В конечном счете, основой всех 
человеческих ценностей
служит нравственность. 
А. Эйнштейн.

     В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки школьного воспитания. Была разработана Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности и гражданина России, новый федеральный государственный стандарт начального, основного и среднего общего образования с учетом современных требований общества. Идет обновление содержания общего социально-гуманитарного образования, направленного на преодоление последствий отказа государства и образования в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры.
     В Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности подчеркивается, что масштабы духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения и российского общества в целом таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления, общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации российского народа. Ситуация в сфере духовно-нравственного здоровья и культуры общества представляет серьезную угрозу национальной безопасности и будущему России.
По данным опроса ВЦИОМ  основными жизненными ценностями у молодежи деньги составляют 32%, любовь-5%, вера-2%.  Эти  цифры показывают , что главные жизненные ценности доброта, честь, надежда, вера и любовь уже не в моде. Пропагандистами таких нравственных ценностей, по существу, осталась школа, опрос учащихся нашей школы показывает, что  61% наших детей проводит свободное время перед телевизором, 21% - на рынках и в магазинах, только 3% ходит в театр.  В сентябре 2013 году проведенная мною   диагностика уровня сформированности нравственных ценностей, обучающихся 6-11 классов по методике Г.Н. Степанова показала, что у обучающихся нашей школы   отсутствуют целостные представления о патриотизме, об истории и культуре родного края, месте, где они живут и об их ближайшем окружении.
     Таким образом, используя полученные материалы, была выявлена проблема недостаточно эффективной работы, как школы, так и родителей по приобщению детей к истокам народной   татарской культуры, в частности отсутствие сопряженности требований к результатам духовного и нравственного воспитания в школе и семье.
Это приводит к дезориентации детей, к разрыву ценностного пространства многих поколений, что для школы создает большую проблему: все сложнее становится убедить воспитанников и их родителей в необходимости изучения истории своего края, малой родины, а также культуры и традиций татарского народа.
     Поэтому в начале 2013-2014 учебного года появилась идея использования истории и культурного наследия наших предков как эффективного средства по духовно- нравственному воспитанию школьников.
     Актуальность выбранной темы опыта очень точно подмечена в высказывании академика  Волкова «Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа как исторической общности» .
     Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.
     В период обновления школьного образования значительно возросла роль патриотического воспитания. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, под­стерегающая наше общество, состоит сегодня в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, о милосердии, гражданственности и патриотизме.
    Вопрос сохранения культурного и исторического наследия российского народа отражен в нормативных документах Российской Федерации, среди которых: Конституция РФ, Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.
      Таким образом, в настоящее время в современной педагогике актуализировалась проблема необходимости воспитания в наших детях духовности на основе традиций своего народа, его истории. Постановка данной проблемы является своевременной, а работа над этой проблемой осуществляется в тесном взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса.
      Вместе с тем, в соответствии со своим педагогическим опытом я  считаю очевидным противоречие между социальным заказом государства, общества, семьи на развитие высоконравственной, ответственной, творческой личности ребенка и недостаточным уровнем реализации содержания ценностного характера образования, которое бы обеспечивало бы это развитие, то есть необходимостью освоить определённые знания, умения и навыки в процессе школьного образования и разрозненностью, оторванностью от жизни знаний, умений и навыков, усвоенных традиционным путём. Данная проблема остается приоритетной проблемой, требующей решения при участии всех субъектов воспитательного процесса (ШКОЛЫ - СЕМЬИ - ОБЩЕСТВА).
    Выход из противоречия - приоритет живого компетентностного подхода в воспитании и развитии  обучающихся на основе обращения к истокам, к традициям, к истории малой родины.
   Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что духовно-нравственное воспитание со школьного возраста - единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к Отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.
     Работа над опытом охватывает длительный период: с 2013 года в течение 3 учебных лет 2013–2014, 2014–2015, 2015–2016 гг. Велась в три взаимосвязанных этапа:
I этап - констатирующий: 2013 год
Аналитические исследования, изучение нормативной, методической и психолого-педагогической литературы по проблеме.
Выявление уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности обучающихся.
Определение педагогических условий, направленных на духовно-нравственное воспитание.
Постановка целей, задач и выбор методов работы.

II этап - формирующий: 2014 – 2015 года
Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующее духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Разработка перспективного планирования и апробация цикла организованной деятельности для обучающихся, обеспечивающих формирование духовно-нравственных качеств личности детей, описание технологии их организации.

III этап - контрольный: 2015 – 2016 года.
Сравнительный анализ уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности воспитанников.
Оценка эффективности форм и методов работы.
Определение целей и задач последующей работы.

     Диапазон опыта представлен системой работы учителя  по приобщению детей к историческому и культурному наследию татарского  народа: совместная деятельность педагога с детьми (игры, театрализованная деятельность, научно- исследовательская деятельность, праздники, развлечения, экскурсии, беседы, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей); работа с родителями (системное и планомерное взаимодействие триады родитель – ребенок – педагог); работа с социальными институтами  своего села.
    Теоретическая база опыта: великий русский педагог К.Д.Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах,- писал он, - имеет ту, воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях». Он глубоко верил в принцип «народ народности – тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе народного развития. К.Д.Ушинский был убежден, что первый воспитатель – это народ, Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень [8; с. 34].
    По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности [4; с.17].
   Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности обучающихся, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на  мероприятиях, организованных в школе  и дома.
     Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.
Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре  и быть духовно развитой личностью.
    Новизна опыта состоит в разработке системы работы учителяпо воспитанию у обучающихся  духовно-нравственных качеств посредством приобщения к историческому и культурному наследию родного края.
      Основная цель данного опыта - способствовать духовно-нравственному воспитанию обучающихся школьного возраста, формирование устойчивого интереса и приобщение детей к истокам татарской национальной культуры, истории российского  народа, закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
    Для достижения выбранной цели автором опыта определены следующие задачи:

  • Обогащать представления о культурном наследии родного края, о его историческом прошлом.
  • Воспитывать у обучающихся чувство национальной гордости за свою принадлежность к татарскому народу.
  • Развивать интерес к татарским народным праздникам, обычаям, приметам народного календаря.
  • Воспитывать уважение к защитникам российской земли и чувство благодарности за их подвиги.
  • Формировать экологическое сознание, бережно относиться к природе родного края.
  • Способствовать формированию понятия о значимости семейных ценностей.
  • Систематизировать и обогащать знания родителей об истории и культуре родного края.

     По результатам  проведённых исследований с детьми и родителями, я   приняла решение по разработке системы взаимодействия школы с детьми и их родителями по использованию культурного наследия татарского народа, как эффективного средства по воспитанию духовно - нравственных качеств личности обучающегося.  Моя система основана на деятельности объединения «Дуслык», в состав которого входят такие объединения как: театральная студия «Тамчылар», хореаграфический кружок «Ялкын», и т.д.
Детское объединение работает по следующим направлениям:
-  татарский фольклор;
-  художественное слово;
-  внешкольная деятельность (взаимодействие с социумом);
-  работа с родителями:
     Мы живем в селе Камышла Самарской области, где основную часть населения составляют татары. В школе   изучается   предмет татарский язык и литература и будучи учителем татарского языка и литературы я решила воспитать нравственные ценности у детей с помощью элементов татарской культуры. Создала такую модель, которая охватывает все виды деятельности; урочную, внеурочную, внешкольную. (Рис. 1) Мною были определены основные направления, в соответствии с которыми и разработана система взаимодействия обучающихся, их родителями, социальными институтами села и жителями села.


Рис.1. Формы взаимодействия с обучающихся, их родителями, социальными институтами села и жителями села

   Работа была направлена на развитие ребёнка в целом и построена на следующих принципах:

  • Гуманизации воспитательной работы с детьми. Этот принцип ориентирует родителей и педагогов на главную общечеловеческую ценность – это личность каждого ребёнка и взрослого, его свобода и достоинство. Гуманизация предусматривает ориентацию на важнейшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю и отечеству.
  • Принцип целостности педагогического процесса. Данный принцип обеспечивает единство воспитания, обучения и развития.
  • Принцип полноты, предусматривает вхождение детей во все доступные миры в процессе освоения всех основных видов детской деятельности, познания национальной культуры, быта и национальных традиций.
  • Принцип сотрудничества педагога и родителей. Этот принцип основан на тесном взаимодействии педагогов и родителей, когда родители выступают как партнёры, активные участники воспитательного процесса.

    В процессе создания системы  моей работы по формированию духовно - нравственных ценностей  обучающихся я  выдвинула гипотезу:  формирование духовных и нравственных ценностей  обучающихся  должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности школьников, осуществляться как в повседневной жизни, так в процессе   специально организованной образовательной деятельности.(Рис. 2)
Современная школа сохранила свои традиции по нравственному воспитанию, и наша цель- это помочь им осознать нравственные нормы и правила, доказать, что без них жить нельзя и невозможно.
Как классный руководитель я большое внимание уделяю духовно-нравственному воспитание детей.


Рис. 2. Формирование духовных и нравственных ценностей обучающихся

   Первое направление деятельности объединения «Дуслык» это изучение татарского фольклора: работа с народным календарем; предпраздничные посиделки, праздники; познавательные беседы; комплексная непосредственно образовательная деятельность; чтение художественной литературы, произведений устного народного творчества; игровая деятельность детей; экскурсии, целевые прогулки по улицам родного села; оформление в детском саду мини-музея «Горница»; оформление наглядной и стендовой информации "Духовные ценности татарского народа", закрепленные в фольклоре – это четкий ориентир в нравственном воспитании подрастающего поколения.
     Работая с элементами татарской народной культуры, я не заставляю выучить или запомнить ту или иную пословицу, мы стараемся докопаться до сути, «Почему так сказали?»  Это пословица  хвалит или осуждает?  Народная мудрость всегда доходит легче, чем слова «надо быть добрым, честным». Она ненавязчиво учит детей и добру, и честности, и справедливости. Фольклор в жизни каждого человека был, есть и будет неотъемлемой частью его духовной жизни. Он является одним из основных источников при изучении прошлого, остаётся и важным средством воспитания характера, лучших человеческих качеств: мужества, смелости, стойкости, честности, доброты, мудрости.
    Фольклор татарского народа богат и разнообразен: колыбельные песни, частушки, сказки, прибаутки, поговорки, игры, загадки, баиты. И было бы неправомерно не использовать этот бесценный клад для речевого развития школьников.  На протяжении трех лет веду кружок «Татарский фольклор».
    Разрабатываю и провожу с детьми фольклорные праздники, нетрадиционные занятия   и внеклассные мероприятия. Разучиваем татарские песни, ставим мини -спектакли, проводим видеопутешествия по Самарской области и Татарстану, конкурсы рисунков, познавательные игры – всё это включаю в свою работу, потому что знаю, что путь к основной национальной сокровищнице – языку лежит через фольклор, музыку, живопись, знакомство с родным краем и его народом.
     Вот так ненавязчиво, через фольклор ввожу своих учеников в мир татарской речи, татарской культуры. И не только потому, что это увлекательно, занимательно, но и потому, что это кладезь мудрости, что всё это добыто трудом, выдержало проверку временем, это наши корни, забывать о которых нельзя.
    Художественное произведение  татарской культуры является своеобразным средством выражения духовной культуры определенного народа, важнейшей формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения традиций своего народа. Приобщение учащихся к миру словесного искусства происходит в произведениях художественной литературы и устного народного творчества.  Взяв за основу традиционную программу курса литературы, я решила обогатить ее постановкой, так называемой Духовно-Нравственной Проблемы, без которой задача воспитать (или хотя бы указать возможный путь) нравственно свободную личность останется невыполненной. Главной моей задачей остается - способствовать духовному становлению личности каждого моего ученика. Через  изучение художественных произведений приобщать учащихся к искусству слова. В классической литературе отражается жизненная правда, в ней отображены общегуманные идеалы. Поэтому на занятиях внеурочной деятельности  мы,  так или иначе стараемся понять: Что есть жизнь? Для чего жить? Каким должен быть человек? Что есть добро, а что зло? Что есть страдание, и можно ли прожить без него? Примеряя на себя опыт чужой жизни, ученик развивается, и это развитие носит конкретный характер, идет изнутри. Такой подход в воспитании обучающихся  позволяет формировать гармоничную личность.
     Большую роль при воспитании нравственных ценностей и грают следующие художественные произведения татарской литературы: «Атилла» Мосагыйта Хабибуллина, Галимҗана Ибрагимова «Казакъ кызы», Нурихана Фәттаха «Ителсуы акаторур», трагедии Някый Исянбата «Идегәй. Герои   этих произведений полны любви к людям, заботятся о благополучии рода и племени, о народе, трудолюбивы, не падают духом в самых трудных обстоятельствах. Изучая повесть Гумера Баширова «Туганягым-яшелбишек», мы наблюдаем, как в воспоминаниях героев и их переживаниях отражены национальный быт, жизнь народа, представителями которого они являются. Для того чтобы разнообразить средства раскрытия национального мышления своих героев, писатель обогащает язык персонажей пословицами, поговорками, крылатыми выражениями, бытующими в народе.

    При изучении повести Амирхана Еники «Әйтелмәгән васыять», рассматриваем героев, их поступки, раскрываем любовь к малой Родине, к родной земле, уважение к родителям и к традициям в культуре.
     На занятиях внеурочной деятельности, классных часах   пытаемся осмыслить отношение детей к устному народному творчеству, выявить степень влияния народных идеалов, народной культуры, фольклорной поэзии на формирование мировоззрения, мировосприятия. Обращение к культуре своего народа воспитывает уважение у школьников к народным идеалам, бережное отношение к фольклору, любовь к искусству слова - родной классической литературе. Например, светлый образ Акэби в “Невысказанном завещании”  символизировал собой бесценное духовное наследие народа, его древнюю историю и великую культуру. Он призывал современников вспомнить о своих истоках, уважать родной язык, обычаи и традиции, почтительно относиться к памяти предков. Ранее в повести “Болотный цветок” впервые А.Еники создал образ секретаря райкома партии, постепенно превратившегося в обывателя, что было, конечно же, дерзостью и вызовом по отношению к общественным стереотипам. То же самое можно сказать и об объективном, без малейшей идеологизации и сатиры, описании жизни мусульман в предреволюционные годы, положительном характере священнослужителя - Искандара Ахуна в рассказе “Коран хафиз”.
      Тематика произведений А.Еники, заключающих нравственно-психологическое содержание, многообразна: это - тема любви, тема женской судьбы, тема духовных ценностей и нравственного выбора, тема красоты и искусства, тема мещанства. Одна из центральных тем - тема нравственного выбора и определения жизненных ценностей: "Марево", "Болотный цветок", "Ночная капель", "Одиночество", "Тайна сердца", "Воспоминание Гулян-дам". Для одних героев это материальная основа счастья (свой дом, своё хозяйство, твердое общественное положение), для других - духовные ценности (верность национальным традициям, "ощущение кровной связи с родной землей, любовь к искусству, чувство красоты). Но, согласно логике художественной мысли писателя, эти ценности теряются, если герои воспринимают их лишь как внешние атрибуты, не понимая их подлинной духовной сущности. В таком случае жизненные идеалы героев ограничиваются удовлетворением эгоистических потребностей, мещанским существованием ("Болотный цветок", "Марево", "Умиротворение", "Подруга", "Крысия-ханум" и др.). Инвариантная тема в творчестве писателя связана с его представлением об идеале любви, вбирающей в себя многокрасочность и многозвучие мира, одухотворенной искусством, гуманностью и мудростью национальных традиций.
     Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения, cформировать общую культуру личности – вот моя первостепенная задача как учителя-словесника. И начинаю эту работу с народных истоков.
Любовь к своей Родине начинается с малого – любви к земле, где ты родился.
У каждой былинки на земле есть своё место, откуда она взяла свою жизненную силу. Так и человек. У каждого есть свои корни, что дают ему жизнь. Для живущих здесь – это Самарская область.

       Следующее направление деятельности -  научно - исследовательская деятельность.
     Приобщение к культуре татарского и других народов происходит как на уроках, так и во внеурочное время. Очень эффективной формой является исследовательская работа обучающихся. Дети собирают и записывают старинные песни, частушки, загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, баиты, которые после используются на уроках.
    Я думаю, включенный в урок краеведческий материал оживляет рассказ учителя, пробуждает интерес к предмету, усиливает воспитательное воздействие, способствует формированию личностного отношения. Собранный в 2013 году материал совместно с обучающимися   обобщили в научно-исследовательской работе «Устное народное творчество села Камышла», с которым выступили на окружном конкурсе творческих работ «Интеллект, творчество, фантазия», где заняли 2 место. Исследовательский проект «А. Давыдов - певец родного края», подготовленный членами объединения в областном конкурсе «Моя малая родина» занял 2 место. Члены объединения являются активными участниками школьной научной конференции «Юные дарования 21 века».
     Для каждого учителя-словесника очень важно создать положительный эмоциональный настрой, побудить учащихся к творческой деятельности: написанию сочинения рассказа по рисунку, сочинения - описания портрета литературного героя, и т.д.
       Воспитание любви к родному языку, народному творчеству, национальной культуре - дело сложное и важное. Именно обращение к татарской литературе помогает найти пути для решения этой насущной задачи. Поэтому большое внимание в своей педагогической деятельности уделяю сохранению национальных традиций и духовно – нравственной культуры. И пусть каждый урок даёт детям лишь какую-то часть необходимой информации, постепенно складывается целостная картина. И если мы сохраним богатство традиций, культуры - то главным образом мы сохраним нашу культуру.
        Следующее направление моей деятельности - это деятельность   хореографического кружка «Ялкын».
Искусство танца - великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребёнку раскрыться как личности. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным. Пройдёт совсем немного времени, и мы заметим, что наш ученик преобразится. Кроме того, он научится чувствовать ритм, понимать характер мелодии, у него разовьётся художественный вкус, творческая фантазия. Всё это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других. Уроки классического танца вырабатывают организованность, самокритичность и самоконтроль, уверенность в себе, эмоциональную выразительность и отзывчивость, устойчивость к стрессовым ситуациям, художественный вкус и чувство меры.
       На уроках народно-сценического танца, знакомясь через танец с темпераментом и характером различных народов, их ощущением красоты жизни, учащиеся проникаются уважением к народным традициям. Народно-сценический танец, как правило, мажорный, он дает положительные эмоции и решает задачу национального, интернационального и патриотического воспитания. Народный танец учит уважительно относиться к своим корням, чтить и уважать память предков, он систематически и целенаправленно приобщает детей к истокам народной культуры себе, о своих возможностях и способностях. Таким компонентом внеучебной деятельности на отделении хореографии является создание танцевального коллектива «Ялкын». В его работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в жизнедеятельности танцевального ансамбля. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Если в детском коллективе утвердились отношения доброжелательности, заботы, ответственности друг за друга, если каждому ребенку обеспечено благополучное положение в коллективе, у него прочнее становятся связи с одноклассниками, укрепляются чувства коллективной чести, коллективного долга, ответственности.
   Танцевальные коллективы являются действенным средством воспитания подрастающего поколения. Хореография учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, смелость, помогает более тонкому восприятию всего прекрасного. Обычные танцевальные тренировки развивают сообразительность, быструю реакцию, организованность, заставляют проявлять волевые усилия, что не может не влиять на общую культуру поведения ребенка. Кроме того, хореографический коллектив - это хорошая школа общения, где закладываются основы дружбы, взаимовыручки, ответственности, умения сочетать общественные и личные интересы, испытывать радость коллективного труда
      Сцена, танец - это удивительное пространство, где одновременно уживаются тысячи разных миров, жизней и судеб. Но в отличии от настоящей жизни побеждает всё же добро. И здесь юное дарование учится понимать, что же такое «чёрное» и «белое», различать добро и зло. А не это ли главное определяющее нравственности? Нравственность - «это внутренние убеждения человека, согласно которым он действует во взаимоотношениях с людьми».  Наш танцевальный коллектив принимал активное участие на районном фестивале «Венок дружбы», на районном   литературно- музыкальном вечере, посвященном поэтам родного края. Запомнились  зрителям яркие  национальные     татарские народные пляски.  На всех проводимых мероприятиях: вечерах, огоньках, фестивалях  выступления  хореографического  кружка  является  изюминкой и прекрасным украшением.           
      Третье направление деятельности объединения «Дуслык» - это работа театральной студии «Тамчылар». Ученики с большим желанием посещают кружковые занятия. В 2015 году вместе с учениками для постановки спектакля выбрали комедию Г. Камала «Беренче театр». Это произведение дает полный простор для творчества, проявления личных качеств и талантов детей. Они с большим успехом выступили перед зрителями на юбилейном празднике местного театра имени А. Давыдова.
      Оценивая опыт работы с детьми в театральной студии, можно сделать вывод, что такая форма интеграции обучения и воспитания в средних классах является одной из наиболее эффективных, так как она соответствует наиболее выраженным специфическим особенностям физиологического, психического, эмоционально-нравственного, социального развития детей подросткового возраста. Участие в театральной студии обеспечивает удовлетворение познавательных, коммуникативных потребностей детей, их стремления к самопознанию и самореализации, к проявлению развивающихся умственных и творческих способностей.
      Духовно-нравственное воспитание детей средствами искусства театра способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека; формированием навыков взаимного общения, коллективной работы. Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
      Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков, навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей подросткового возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.
Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у подростков отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире.
      В нашем образовательном учреждении театрализованная деятельность занимает особое место. На протяжении ряда лет я являюсь руководителем театральной студии.   Занятия в театральной студии это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить.
    На занятиях театральной студии ученики стараются оценивать поступки героев, у них воспитывается чувство дружбы и товарищества, развивается стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям, умение проявлять внимание к их душевному состоянию. Большое внимание уделяю воспитанию чувства сотрудничества и взаимопомощи, стремлению детей радоваться успехам сверстников.
  У детей сказки, спектакли пользуются неизменной любовью. В процессе показа спектаклей ребенок проигрывает  много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам, видеть красоту, сочувствовать.
    Сценические образы - образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.
  В школе стало хорошей традицией проведение совместных спектаклей с участием детей и родителей воспитанников. Необходимо отметить, важность привлечения родителей. Так, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, родители тем самым способствуют расширению детского опыта, а значит духовно-нравственному воспитанию детей. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для воспитания будущей духовно развитой личности.
     Регулярно проводятся выступления детей, занимающихся в театральной студии, перед малышами СП «Детский сад Улыбка», СП «Детский сад Березка».  Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.
     За последние 3 года были показаны спектакли: Г. Камала «Беренче театр», Г. Тукая «Су анасы», Т. Миннуллина «Узебез сайлаган язмыш», А. Ахмата «Уги кыз.»
   Таким образом, театрализованная деятельность - одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы духовно –нравственного воспитания. Использование педагогического потенциала театрализованной деятельности способствует формированию нравственных качеств учащихся; осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры воспитанников.
    Я считаю, что интерес к татарской народной культуре приносит успехи ученикам и на предметных олимпиадах, конкурсах на уровне района, республики, региона. Так победители областной олимпиады по татарскому языку и литературе два года подряд выезжали в город Казань для участия на республиканской конференции имени Каюма Насыйри.
    5 марта 2016 года прошел Восьмой межрегиональный творческий фестиваль «Халкым минем», посвящённый 130-летию со дня рождения народного татарского поэта Габдуллы Тукая и 110-летию со дня рождения Героя Советского Союза, лауреата премии Ленина, татарского народного поэта Мусы Джалиля. На фестивале в номинации «Художественное слово» приняли участие 5 учеников нашей школы. Участники выступили достойно и получили благодарственные письма от оргкомитета праздника. А победителем стала ученица 10 «А» класса, которая была награждена дипломом и памятным подарком.
    Всероссийский конкурс юных чтецов “Живая классика” - это конкурс, объединяющий учащихся, желающих поделиться своими читательскими открытиями. Ученики 6б класса Шакуров Ильдар и Акимова Жасмин стали победителями на муниципальном туре. Шакуров Ильдар на окружном туре занял 2 место и представлял Камышлинский район на областном этапе Всероссийского конкурса «Живая классика».
   Результатами целенаправленной работы по формированию духовно- нравственных ценностей  являются и  достижения учеников в различных конкурсах: конкурс чтецов, посвящённый 130-летию со дня рождения Г.Тукая; конкурс сочинений «Герои Самарской области», посвящённый 70 - летию Великой Победы; Всероссийский конкурс «На крыльях вдохновенья»; областные Тукаевские чтения;  межрегиональный фестиваль «Халкым минем»;  Всероссийский конкурс  юных чтецов «Живая классика»; олимпиады и научно-практические конференции; районный конкурс  «Созвездие талантов»; межрегиональный конкурс «Без - Тукай варислары».
    Важным  направлением  моей работы  является  работа с родителями обучающихся и социумом нашего села. Педагогу было бы сложно организовать работу с учащимися  без поддержки их семей. На начальном этапе родители не проявили должный интерес к изучаемой проблеме, так как многие из них недооценивают значимость истории и культуры русского народа в жизни своих детей. Нелегко было повернуть сознание родителей, обратить их взор в далекое прошлое нашего края, чтобы понять и принять веками накопленный опыт наших предков.
    Цель нашей работы с родителями я  определила как просветительскую, т.е. ознакомить родителей  с татарской народной культурой и историей, пробудить к ней интерес. Поэтому  были выбраны следующие формы работы с родителями:
    Консультации для родителей (индивидуальные и групповые) - «Пословица не мимо молвится», «Использование малых фольклорных форм в общении с детьми», «Как правильно знакомить детей с татарскими народными сказками» и другие;
  Папки - передвижки, информационные стенды - «Приметы народного календаря», «Традиции татарских праздников» и т.д.;
  Проведение совместных выставок сотворчества с детьми - газеты «Семейный калейдоскоп», «Сельская мозаика», «Дочки - матери», «Мой папа - солдат»; книжки-малышки по произведениям устного народного творчества; иллюстрирование пословиц и поговорок, ребусы по ним. Оформление альбомов «Рецепты традиционной татарской и русской кухни», «Я и моя семья». Проведение занятий школы - студии для родителей «Истоки».
   В течение года организуем и проводим акции: «Сохраним елку- красавицу наших лесов», «Покормите птиц зимой», «Чистый двор, чистые улицы - чистый город».
   Совместно с родителями разрабатывается оформление уголков, заинтересованные родители сами и совместно изготавливаются разнообразный дидактический материал по пословицам и поговоркам, раздаточный и наглядный иллюстративный материалы для совместной деятельности с детьми.
   Перечисленные мероприятия позволили укрепить внутрисемейные связи, создать условия для духовно-нравственного становления детей вне детского сада, наладить контакт с семьёй.
    Знакомясь с народным искусством и классическим наследием прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. И здесь сотрудничество с социумом открывает огромные возможности. Работа с социальными институтами села - это третье направление системы взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
    Не сразу наладилась работа с социальными институтами села, так как дошкольный возраст с его особенностями и проблемами понятен не всем работникам социальной сферы, привыкшими работать с подростками и со взрослыми людьми. В рамках работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с социальными учреждениями села ежегодно разрабатывается план мероприятий по осуществлению совместной деятельности.
   Формы работы с Камышлинской  районной библиотекой:

  • экскурсии в библиотеку, ДК, школу с проведением бесед, показ кукольных спектаклей, викторин, встречи с интересными людьми села;
  • организация выставок произведений устного народного творчества, народных игрушек из глины, из дерева;
  • использование фонда библиотеки для организаций НОД с детьми;
  • совместное проведение мероприятий для детей и родителей;
  • выставка детских работ по прочитанному материалу;
  • участие детей и сотрудников детского сада в работе творческих объединений;
  • оформление стенгазет для родителей о проделанной работе.

     Воспитанники под руководством педагога участвуют в сельских праздниках, таких как: «День матери», «День пожилого человека», «9 мая». Данная форма сотрудничества способствует личностному, духовно-нравственному становлению и развитию воспитанников, также способствует их социализации.
   Таким образом, взаимодействие с разными социальными институтами села способствует формированию личности ученика с высокими нравственными, морально-психическими и этическими качествами, которая позволяет чувствовать себя полноценным гражданином своей страны, Отечества.
     Проведённая работа показала, что духовно-нравственное воспитание школьников посредством ознакомления с историей и культурой родного края возможна, необходима и доступна при выполнении следующих условий:

  • Комплексное использование разных педагогических методов: наглядного, практического, словесного, в их взаимодействии в условиях реализации деятельного подхода;
  • Тесное взаимодействие с эмоционально – нравственным, эстетическим, физическим развитием ребёнка;
  • Создание предметной среды, способствующей введению ребёнка в мир народной культуры, быта и традиций;
  • Организация совместной работы с родителями на позициях партнёрства и сотрудничества, а также с социальными институтами села.

    Результативность опыта: педагогическое наблюдение результативности данного опыта заключалось в выявлении качественных изменений в уровне сформированности духовно-нравственных качеств личности воспитанников, произошедших в ходе формирующего этапа опыта, практического применения педагогом разработанной системы мероприятий как в условиях целенаправленной работы в непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной деятельности дошкольников.
     Для определения уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности детей школьного возраста посредством ознакомления их с историей и культурой родного края использовались такие методы, как: метод индивидуальных бесед, ситуаций – выбора, педагогического наблюдения.
Краткая информация о диагностическом инструментарии:
Подробное описание диагностического инструментария представлено в Приложении. 
Диагностика проводилась по диагностическому инструментарию П.В. Степанова, Д.В. Григорьева, И.В. Кулешова. «Диагностика личностного роста школьника».

    В результате проведенной работы были сделаны следующие выводы, что знания детьми традиций и праздников татарской  народной культуры очень размыты, не дифференцированы. Ребята называли татарскими все подряд праздники, которые они отмечают в школе и в семье. В семье школьники не получают необходимых знаний относительно народных традиций, поскольку сами родители не уделяют этому вопросу должного внимания. Даже если традиции соблюдаются, ребенку не объясняют значение традиции, происхождение того или иного праздника (таблица №1, диаграмма 1).
                                                                                                                                                                   Таблица №1
Анализ уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности воспитанников 
2013 г.

Низкий уровень 63%

Средний уровень 27%

Высокий уровень 10%


Диаграмма №1


     Таким образом, направленное изучение особенностей приобщения детей к татарской  народной культуре, его истории подтверждает, что без специальной работы соответствующие знания детей отличаются поверхностью восприятия. Это доказывает необходимость разработки системы работы по приобщению детей к историческому и культурному наследию татарского народа.
    На втором этапе нашей опытной работы комплексная воспитательно-образовательная работа с детьми решала следующие задачи: обогащение представлений детей о народных традициях, историческом прошлом народа и родного края, развитие интереса и предоставление возможности для самостоятельной, творческой реализации.
На контрольном этапе исследование было организовано с помощью вышеуказанного диагностического инструментария. Были получены следующие результаты: высокий - 57%, средний - 38% и низкий - 5% уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности воспитанников (таблица №2, диаграмма №2).
                                                                                                                                                                 Таблица №2
Анализ уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности воспитанников 2015 г.

Низкий уровень 5%

Средний уровень 38%

Высокий уровень 57%

Диаграмма №2


     Отмечаются положительные изменения в формировании духовно-нравственных качеств личности школьников. Детям присущи такие качества как доброта, сострадание, сорадование, внимательность к окружающим, ответственность, уважение к старшим. Также проведенная работа помогла автору наладить тесный контакт с семьями обучающихся, организовывать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации педагогического взаимодействия школы  и семьи.
    Это свидетельствует о том, что за период работы у детей значительно повысился уровень сформированности духовно-нравственного воспитания. 

Категория: Мои статьи | Добавил: khistamara (01.06.2017)
Просмотров: 819 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    uCoz