Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Каталог статей
Целевая системная программа патриотического воспитания «Камышла – село мое родное» 6 класс
Проблематика проекта.
Незнание истории родного края является одной из самых актуальных проблем - изучение истории малой Родины. Мы все неплохо знаем историю нашей страны, но, как выясняется, не очень хорошо знаем историю своей малой Родины. В процессе работы выяснилось, что если люди и знают о существовании на нашей территории памятников природы и архитектуры, то об их истории имеют самые смутные представления. А незнание истории родного края трудно понять историю всей нашей необъятной родины.
Без знания прошлого не может быть настоящего, без знаний настоящего не может быть будущего. Нам необходимо знать историю своего района не только потому, что это интересно, но и потому, что знание края поможет изменить его облик, задуматься над тем, как дальше улучшить жизнь, беречь то, что было сделано за многие годы.
Актуальность проекта
Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности. В настоящее время достаточно много методической литературы по патриотическому воспитанию. Однако в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности нет стройной системы, отражающей всю полноту данной проблемы.
Важным средством преодоления данного кризиса являются программы, позволяющие детям познать историю и особенности своей Малой Родины, родного края. Любовь к Родине, воспитание патриотических чувств в подрастающем поколении невозможно без воспитания любви к малой Родине, к месту, где родился, где живут родители и друзья, где жили предки, где есть любимые места и уголки природы. Такой программой является программа «Камышла – село мое родное». Учитывая особенности сельской школы, реализация программы будет способствовать расширению круга значимых для детей социальных проблем и путей их решения в целях скорейшей адаптации в обществе; окажет реальную помощь подросткам в освоении универсальных способов деятельности (сравнение, анализ, систематизация, обобщение и др.), надпредметных способов деятельности (моделирование, проектирование, эвристические методы и др.).
На сегодняшний день, с одной стороны, накоплено достаточно много знаний о формах и методах организации патриотического воспитания школьников, активно разрабатываются и реализуются программы патриотического на разных уровнях. С другой стороны, в подростковой и молодежной среде все чаще наблюдается культ вседозволенности, рост преступности и наркомании, размывание нравственных норм, утрата традиционно российского патриотического сознания. На наш взгляд, одной из причин указанного положения дел является тот факт, что имеющиеся знания и реализуемые формы и методы патриотического воспитания не были достаточно полно использованы для поиска средств по приобщению детей и молодежи к ценностям российского патриотизма. Часто проблему патриотического воспитания пытаются решить не посредством разработки и реализации содержания определенных этапов и системных блоков, а средствами педагогики мероприятий.
Цель: способствовать патриотическому и духовно-нравственному развитию воспитанников посредством осознание места истории и судьбы родного села в истории Самарской губернии, приобщения к культуре, традициям, особенностям малой Родины, объединение родителей и детей в единой познавательно-исследовательской деятельности по воспитанию уважения и любви к своему родному селу.
Задачи:
- развивать интерес к истории, культуре, быту, языку родного края;
- формировать навыки поиска, исследования, познавательной деятельности;
- развивать творческие способности учащихся;
- воспитывать бережное отношение к героическим и трудовым подвигам, опыту предшествующих поколений;
- сохранять лучшие традиции школы, села, района;
- развивать детский краеведческий туризм;
- укреплять сотрудничество с музеями, архивами, библиотеками, сельчанами;
- формировать активную гражданскую позицию, через привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Содержание проекта:
1. Какие знания приобретут воспитанники в результате реализации проекта?
- Углубление знаний учащихся об истории родного села.
- Обретение учащимися целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни наших предков.
- Активизация представлений о многонациональных предметах быта, фольклоре, традициях.
- Расширение знаний обучающихся о достопримечательностях, природных богатствах, символике родного края.
2.Чему научатся?
- Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, из которых складывается впоследствии важнейшее чувство – любовь к Родине.
- Формирование стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края.
- Формирование чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
3.Какие убеждения будут сформированы у воспитанников?
Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своего села, его прекрасной и разнообразной природы, богатства его рек и озер. У обучающихся формируются взгляды и убеждения по сохранению и воспроизведению природных ресурсов родного края. Воспитывается стремление подражать героям и достойным гражданам Родины. Изучая традиции семьи, её исторические корни, у обучающихся воспитываются чувства любви и бережное отношение к близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, к членам семьи. Формируется любовь к традициям и обычаям своего народа.
4. К каким идеалам и ценностям жизни приобщатся воспитанники?
1. Осознание себя достойным, значимым, нужным человеком.
2. Умение строить отношения, общаться с другими людьми.
3. Знания и практические умения, необходимые для жизни в обществе, семье, профессиональном сообществе.
4. Пробуждение национального самосознания. Произойдет формирование патриотизма – это формирование личности:
─ гуманной: милосердие, доброта, способность к сопереживанию; уважение человеческого достоинства, справедливость, ответственность; понимание ценности человеческой жизни;
─ духовной: потребность в познании мира и самопознании; позитивное и оптимистическое отношение к жизни; ценность внутреннего мира; мировоззренческий поиск;
─ доброжелательной: любовь к людям, бескорыстие, потребность творить добро; осознание себя частью природы, любовь к окружающему миру; способность радоваться успехам других людей; терпимость к чужим недостаткам и слабостям;
─ миролюбивой: открытость, терпимость, уважение прав и свобод другого человека; способность позитивно решать проблемы, умение работать в коллективе; потребность в миротворчестве;
─ культурной: гармония внешней и внутренней культуры; знание этикета, культуры быта, развитые эстетические вкусы; разносторонность интересов и знаний, культура речи; способность управлять своим внутренним состоянием.
5. Какими станут?
Духовно развитыми, творческими, способными критически мыслить, уважительными к Родине, ее символам, законопослушными, ответственными за судьбу Родины и своего народа. Станут патриотами, т.е. гуманными, духовными, доброжелательными, миролюбивыми и культурными личностями. У обучающихся сформируется чувство гордости за свой родной край.
Учитывая особенности сельской школы, реализация программы будет способствовать:
- расширению круга значимых для детей социальных проблем и путей их решения в целях скорейшей адаптации в обществе;
- окажет реальную помощь подросткам в освоении универсальных способов деятельности (сравнение, анализ, систематизация, обобщение и др.), надпредметных способов деятельности (моделирование, проектирование, эвристические методы и др.);
- будет способствовать решению образовательных проблем школы;
- позволит стимулировать позитивную самоорганизацию, социальную активность воспитанников;
- будет способствовать активному включению подростков в социум, расширять кругозор, формировать социальную и личностную компетенции;
- будет сформирован более высокий уровень патриотизма по отношению к малой родине;
- возможной самореализации в выборе будущей профессиональной деятельности.
6. Что поможет в реализации поставленных целей?
Для реализации поставленных целей выбирались соответствующие формы взаимодействия:
- экскурсии по культурным и историческим местам с. Камышла;
- сравнения по аналогии и по противоположности;
- обсуждение, постановка проблемных вопросов и поиск ответов на них;
- чтение художественной литературы;
- рассказы взрослых села Камышла выдающихся земляках, истории и культуре родного края;
- рассматриванием картин, иллюстраций к книгам, фотоальбомов;
- просмотр видео, слайд программ;
- разнообразная деятельность (трудовая, исследовательская, проектная, моделирование и др.).
Направления деятельности в рамках проекта (адекватные поставленным задачам):
Историко-краеведческое: осознание учащимися традиционной культуры своего народа, его судьбы.
Экскурсионно–туристическое: воспитание потребности в изучении истории родного края, села.
Литературно-музыкальное: привитие художественного вкуса.
Физкультурно-оздоровительное: возрождение народных игр, воспитание силы, ловкости, дисциплинированности.
Экологическое: воспитание любви к природе, потребности в её защите и изучение природы родного края.
Трудовое воспитание выступает, как составная часть патриотического воспитания и ориентировано на привитие трудовых навыков
Семейное: утверждение традиционных нравственных ценностей, изучение родословной.
Гражданско–патриотическое: поддержание традиций православной культуры, формирование навыков оценки политических событий и процессов в обществе и государстве.
Реализация программы
«Камышла – село мое родное»
Направление программы
|
Цели и задачи
|
Формы и методы работы
|
Формы проведения контроля
|
Взаимодействие с родителями
|
Организационная деятельность
(проходит в начале каждого нового учебного года)
|
Наладить систему деятельности педагога, воспитанников и родителей через осмысление совместных целей, задач и содержания, осознание своего места в данной деятельности
|
Совет классного коллектива
«Как мы будем участвовать в проекте, посвященном нашей малой Родине?»
Формирование творческих групп внутри объединения
Часы общения-просвещения
|
Час общения – просвещения совместно с родителями с целью определения плана работы на текущий год
Час общения – просвещения с родителями «С чего начинается Родина?» (патриотическое воспитание в семье)
|
Информирование родительской общественности о деятельности школьного коллектива в рамках проекта; анкетирование родителей на предмет оказания помощи в реализации проекта.
|
Просветительская деятельность
|
Пропаганда историко-краеведческих материалов,
своевременное информирование о происходящих событиях, результатах исследований;
способствование активному участию воспитанников в различных видах практической деятельности,
формирование общественного мнения по тому или иному актуальному вопросу.
|
Историко-краеведческие познавательные игры
Публикации в СМИ
Выпуск буклетов, сувениров, посвященных малой Родине.
Создание презентаций, сбор фото- и видеоматериалов
Создание спецвыпусков школьной газеты «Школьные вести!»
|
«В Зеркале истории малой Родины по имени Камышла»
«Здесь мне дорого всё»
( о природе и достопримечательностях с. Камышла)
Презентация «История возникновения села Камышла»
Газета «Школьные вести» «Достойные сыны и дочери Камышлинского района» (май)
«Где эта улица, где этот дом» (сентябрь)
«Поэтические голоса родного края» (октябрь)
|
Помощь в материально-технической стороне процесса;
Участие в создании спецвыпусков газеты «Школьные вести!»
|
Научно-исследовательская, поисково-собирательская и проектная деятельность
|
Обучение воспитанников навыкам научно-исследовательской, поисково-собирательской и проектной деятельности
|
Сотрудничество с школьным краеведческим музеем
Поисковая работа и исследовательская работа
(изучение истории мечетей и церквей села и района, биографий земляков)
|
Экскурсии
Краеведческие исследования «История села Камышла»
Пишем книгу из серии ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей), посвященную замечательным людям малой Родины «Достойные сыны и дочери Камышлинского района»
|
Помощь в материально-технической стороне процесса.
Участие в сборе информации, фото- и видеоматериалов для создания книги, посвященной замечательным людям малой Родины.
|
Литература
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 мая 2015 года.
- Программа развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях. Письмо от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09.
- Ведерникова Т.И. Русские Самарского края: история и традиционная культура / Т.И. Ведерникова. - Самара: Самар.гос.акад. культуры и искусств, 2007.
- Григорьев Д. Кулешова И., Степанов П. Диагностика эффективности воспитания на основе динамики личностного роста ребенка // Воспитательная работа в школе. - 2003. - №2. - М.: Просвещение, 2013.
- Данилюк А.Я. А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно-нравственного воспитания личности и гражданина. М.: Просвещение, 2013.
- Нечаев М.П. Диагностические методики классного руководителя: метод. пособие / М.П. Нечаев, И.Э Смирнова. М.: 2008.
- Плахова Т. В. «Патриотическое воспитание школьников и учащейся молодежи». Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. (СИПКРО) Самара 2007 г.
- Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность.
- Третьякова С.В. Иванов А.В, Чистякова С.Н..Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа. - М.: Просвещение, 2013.
- Хайров А.М. Есть в Заволжье село / А. М. Хайров. - Куйбышев: Кн. изд-во, 1982.
- Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение. Самара, 2003.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: khistamara (08.10.2017)
|
Просмотров: 339
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|