Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 14.05.2024, 06:25

Добро пожаловать на сайт Хисматовой Тамары Фанзеловны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [30]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Рабочая программа по внеурочной деятельности “Татарский фольклор”

Пояснительная записка

Программа «Татарский  фольклор» разработана с целью реализации ФГОС нового поколения. Ее актуальность и значимость подтверждают следующие документы:

1.Федеральный закон от 29.12.2012г.№273-ФЗ «Об образовании в РФ»

2.Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

3. Фатхуллова К. С., Завгарова Ф. X. Программа по татарскому языку и литературе для средней (полной) общеобразовательной школы с русским языком обучения. 2015 г.

4. Хайдарова Р.З., Малафеева Р.Л. Программа обучения татарскому языку и литературе русскоязычных учащихся на основе коммуникативных технологий. 2015 г.

Изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Использование ценностей народных традиций, народной педагогики и детского фольклора способствует формированию активной и полноценной личности, воспитанию у обучающихся любви к родному краю, народной культуре. «Не зная прошлого, нет будущего», так говорим сейчас мы. Татарское устное творчество- богатый материал для воспитания подрастающего поколения. Это богатство нам передавалось от наших предков. Наши предки изначала знали название звезд, свое родословное, значение имен, своим детям рассказывали сказки, легенды, пели колыбельные песни, загадывали загадки, использовали пословицы.

Занятия по программе способствуют приобщению обучающихся к народной традиции, фольклора, формированию их эстетических и творческих представлений, помогают выявить и развить художественные способности детей в процессе учебно-практической деятельности. Знание устного творчества татарского народа помогает быть эрудированным, воспитанным, культурным

Детский фольклор-это самостоятельная область многогранного народного творчества, объединяющая мир детей и мир взрослых, сплав поэтических и музыкально-поэтических жанров народного творчества, созданный детьми или же взрослыми. Он влияет на эстетический вкус детей, умножает их познавательные возможности, имеет воспитательное значение, а также передаёт национальные особенности традиций и культуры народа.

Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов татарского народа активно использовался и используется в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам.

 Данная программа «Татарский фольклор» предполагает знакомство учащихся 7 классов с народной культурой: фольклором, обрядами и традициями татарского народа.Для детей используется  дифференцированное обучение. Основное назначение дифференцирован­ных заданий состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия в возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе внеурочной деятельности.

Обучение татарскому языку предполагает установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка.. В предлагаемой программе татарский язык рассматривается как главная сфера деятельности человека, основана на коммуникативной методике, ориентирована на развитие коммуникативной компетенции. Особое внимание уделяется на развивающие элементы обучения, созданию психологического комфорта.

Проблема формирования общей культуры настолько востребована в наши дни, что может быть реализована в системе внеурочной деятельности. Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов.

Программа внеурочной деятельности проводится из расчета 1 час в неделю. Всего за год 34часа.

Цель внеурочной деятельности - приобщение детей к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней.

Задачи:

  1. Развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа.
  2. Знакомить с произведениями искусства, предметами быта и народного фольклора.
  3. Воспитывать интерес  к родному языку и народу, обычаям и традициям своего народа.
  4. Воспитывать чувство принадлежности к своей нации и уважение к традициям других национальностей, основываясь на опыт народа и мудрость поколений.

     5. Приучить учащихся к поисковой деятельности

      6. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Обучающая функция – Расширять познание в области устного народного творчества.

Создать условия для изучения элементов национальной культуры и истории татарского народа.

Развивающая  функция – Развитие интереса к национальной культуре, языку, традициям.

 Развитие в процессе игры эмоциональной сферы детей как основы формирования их эмоциональной культуры.

Развитие творческих, художественных и познавательных способностей обучающихся на основе ознакомления  с особенностями национальной культуры. Развитие умения общаться на родном языке.

Воспитательная функция – Формирование  основ культуры поведения в рамках соблюдения национальных культурных  традиций. Формирование основы национального самосознания.

Основные принципы построения программы:

  • тесное сотрудничество детей, руководителя и родителей учащихся;
  • единство образовательной и воспитательной работы с детьми в сочетании с учетом индивидуальных и возрастных особенностей;
  • соблюдение добровольности участия в деятельности, дифференциация детей по интересам и направленности на определенный вид деятельности.

Межпредметные связи

В ходе изучения максимально реализуются межпредметные связи, что послужит средством гармоничного развития учащихся.

Оригинальность разработки состоит в том, что технология реализации задач построена с опорой на исторический материал. Предполагается оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (коммуникативной, игровой, учебной, речевой, двигательной, изобразительной, музыкальной, театрализованной). Изучение каждой темы начинается с просмотра и обсуждения наглядного материала. Дети знакомятся с национальными  костюмами, предметами быта, народными изделиями   и многое другое и т.п. На занятии используются игровые ситуации, знакомство с легендами, сказками в различных изобразительных и познавательных формах. В содержание внеурочной деятельности включены темы, которые наиболее интересны и доступны: «Национальные татарские костюмы», «Жилище», «Фольклор», «Подвижные игры». К темам подобран и систематизирован разнообразный  наглядно - иллюстративный материал, подготовлены альбомы, дидактические пособия. Познавательный материал способствует расширению  и углублению  детских представлений о том, как жил татарский народ в разное историческое время. Изучение речевых традиций позволяют в интересной, увлекательной форме закреплять и совершенствовать необходимые знания и умения детей: освоение форм общения, формирование звуковой культуры речи. Связующим звеном выстроенной системы работы по ознакомлению с культурой татарского народа является познавательная деятельность детей, основанная  на естественном интересе детей, направленная на освоение культурного наследия.

Структура программы :

Программа включает 3 раздела:

    1.Раздел «Национальные традиции татарского народа» - народные традиции, обычаи, праздники, обряды, народные игры, особенности национальной одежды.

Темы, связанные с познавательной деятельностью, раскрываются путем:

 - сообщения детям сведений этнографического характера: характерные национальные имена, национальный костюм, национальная кухня, народные праздники, народные игры

   - практического освоения изобразительных средств для выражения своего отношения к народным традициям.

 2.Раздел «Народное творчество» - устное, литературное и певческое.

Темы,  связанные с творческой деятельностью, раскрываются путем:

 - сообщения детям знаний о народных героях, национальных поэтах, писателях, спортсменах, обычаях, обрядах.

 - практического освоения детьми фольклора: сказок, пословиц, поговорок, изучения колыбельных песен, потешек.

  Общее понятие об устном народном творчестве. Знакомство  с жанрами фольклора. Сказки, пословицы и поговорки, загадки...

  Отражение в них народного ума, наблюдательности.

 Художественное своеобразие загадок, пословиц и поговорок.

   Выражение в пословицах и поговорках народной мудрости: проявление любви к родной земле; разоблачение предательства, равнодушия, лживости, лени. Прямой и переносный смысл пословиц. Загадки, пословицы, поговорки родного народа, их сопоставление с русскими, общее и особенное в них.

     3.Раздел «Общение на родном языке» - этапы исторического развития татарского народа. Данный блок является заключительным и предусматривает  закрепление  всего пройденного материала.

  Темы, связанные с коммуникативной  деятельностью, раскрываются путем:

   - расширения представлений об истории возникновения татарского народа, об архитектурных, исторических, экологических памятниках, исторических личностях, выдающихся деятелях, народных героях.

   - самостоятельного детского исследования особенностей основных, традиционных видов труда татарского народа: народных промыслов и ремесел, быта, хозяйственного труда  в семье. При этом активно привлекаются родители, которые помогают детям узнать о реальных исторических фактах, собрать ознакомительный материал, приобщают детей к выполнению трудовых поручений в домашнем хозяйстве.

Практическая значимость. Школьный возраст является  благоприятным периодом для начала планомерной работы по социализации детей в полиэтнической среде, приобщению к культуре ближайшего национального окружения. Решая первоочередные задачи — развитие эмоциональной сферы детей и накопление чувственного опыта межнационального общения, мы отдаем предпочтение таким формам, методам и средствам работы, которые в наибольшей степени способствуют осознанию   детьми единения людей, создают эмоционально-положительный фон общения. Среди них народные праздники, народные игры (подвижные, хороводные, досуговые), игра-драматизация, дидактические игры (словесные, настольно-печатные), занятия.

Народные праздники помогают включиться детям в реальную социальную жизнь через проигрывание праздничного выступления и осознать свою принадлежность к данному народу. Выделение сезонных и календарных обычаев  позволяет проследить общность взглядов на нравственные идеалы, стиль взаимоотношений, взаимодействие с природным окружением. Народные праздники воздействуют на эмоциональную, рациональную   сферу, и их можно рассматривать как интегрированное средство воспитания.

Народные игры отражают культурно-историческое развитие народа; содержат национально-ценностные ориентиры по отношению к социальному окружению, предметному миру; объединяют национальные и общечеловеческие моменты. Подвижные, хороводные, досуговые все разновидности народных игр помогают решению задач физического, художественного, эмоционального развития детей, национального и общечеловеческого воспитания.

Дидактические игры являются средством приобщения к культурным традициям народов и воспитания культуры. Многоплановость функций дидактической игры обеспечивает комплексное воздействие ее на развивающуюся личность. Как игровой метод обучения она способствует ознакомлению детей с этнокультурным наследием. Использование кукол в национальных костюмах, народных игрушек, предметов декоративно-прикладного творчества эмоционально воздействует на детей, развивает чувственную сферу, дидактическая игра как форма обучения детей помогает непосредственно в процессе игры обучаться, приобретать знания. Дидактическая игра как самостоятельная деятельность обеспечивает перенос полученных знаний в реальные жизненные ситуации, развивает детское творчество, обогащает содержание игр, наполняет их этнокультурной колористикой. Дидактическая игра как средство всестороннего развития личности закладывает основы нравственности, основные черты личности и характера. В дидактической игре ребенок не только получает, уточняет и закрепляет свои знания, у него формируется опыт совместной деятельности со сверстниками, они вновь эмоционально переживают знакомые ситуации.

Национально – культурная среда, воздействуя на ребенка, вовлекает его в процесс усвоения содержания этносоциального опыта, через механизмы сочувствия, сопереживания, соучастия. Постепенное введение ребенка в мир  национальной культуры (народного костюма, сказок, фольклора), через знакомство с её элементами, которые присутствуют в любой культуре, сравнивая их, определяя особенности помогает детям осознать свое единение с окружающими людьми (вне зависимости от национальной принадлежности), развивает чувство общности, помогает испытать совместную радость, удивление по поводу увиденного, услышанного. Эмоционально - выразительные образы эталонного поведения, представленные в произведениях народного творчества помогают ребенку идентифицировать себя с формами поведения героев народных сказок.

 Результаты изучения программы  «Татарский фольклор»

Личностные результаты:

- осознания себя представителем гражданского, этнокультурного сообщества, гражданином России

- формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование уважительного отношения к культуре татарского народа

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 Метапредметные результаты:

- участвовать в групповой и индивидуальной исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуника­тивных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источ­никах и открытом учебном информационном пространстве сети Интер­нет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность при­знавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

 - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Предметные результаты:

- основные факты, процессы и явления, относящиеся к истории татарского народа;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторических развития;

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов, в т.ч.

 

всего

теория

практика

по плану

по

факту

I

 

Раздел «Национальные традиции татарского народа»

 

 

 

 

 

 

1.1

Татары в Поволжье. Слова приветствия на татарском языке.

1

1

 

1

1

1.2

Татарский национальный костюм. Рисунки, моделирование.

1

1

 

1

1

1.3

Костюмы высших сословий и простого народа. Виды одежды.

1

 

1

1

1

1.4

Обувь. Головные уборы.

1

 

1

1

1

1.5

Народные праздники и народные традиции. Татарский народный праздник – Сабантуй. История возникновения праздника

1

1

 

1

1

1.6

Национальные праздники Навруз, Сомбелэ, Нардуган.

1

1

 

1

1

1.7

Декоративно-прикладное искусство. Ювелирные украшения татар. Головные и шейно-нагрудные украшения.

1

 

1

1

1

1.8

Образцы татарского орнамента. Татарская вышивка. Вышивка полотенец, покрывала, скатерти. Техника вышивания.

1

1

 

1

1

1.9-1.10

Приходите к нам на чай. Правила гостеприимства. Сервировка стола. Поведение за столом

2

1

1

2

2

1.11

Татарская национальная кухня: традиции и обычаи.

Самобытные черты, особенности татарской кухни.

1

1

 

1

1

1.12

 

Уважение на развитие кухни традиций соседних народов. Сладкая визитная карточка, лучший сувенир чак-чак.

 

1

 

1

1

1

II

Раздел «Народное творчество

 

 

 

 

 

2.1-2.2

Многообразные виды и жанры поэтического творчества. Обрядовый фольклор. Обращения к дождю и солнцу

2

1

1

2

2

2.3-2.4

Татарские колыбельные песни. Татарская музыка.

2

1

1

2

2

2.5

 Былины и сказки.

1

1

 

1

1

2.6

Пословицы и поговорки. Скороговорки и прибаутки

1

 

1

1

1

2.7

2.8

2.9   

 

 

 

Знакомство с детскими книгами, газетами, журналами на татарском языке.

Певческое творчество. Знакомство с правилами народной игры.

Ознакомление с творчеством фольклорного ансамбля «Ак каен» 

 

 

 

 

2

 

1

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

2

 

1

 

 

 

 

2

 

1

 

 

 

 

2.10

 Творчество и достижения фольклорного ансамбля «Ак  каен»

1

1

 

1

1

2.11

 

 

Роль фольклора в творчестве поэта А.Давыдова.

 

 

1

 

 

1

 

 

 

1

 

 

1

 

 

2.12

2.13

 

 Театр и фольклор.

Татарские народные игры.

 

2

 

1

 

1

 

2

 

2

 

III

 

Раздел «Общение на родном языке»

 

 

 

 

 

 

3.1

3.2

 

Рождение татарского театра “Сайяр”. Казань– город театров. (В Татарстане работают 14 театров, из них 7 в Казани).

 

2

 

1

 

1

 

2

 

2

 

3.3

Театр – и зрелище, и школа для народа.

1

1

 

1

1

3.4

Алфавит

1

 

1

1

1

3.5

3.6

Особенности произношения гласных звуков

Особенности произношения согласных звуков

2

1

1

2

2

3.7

 

 

О, Казань… Экскурсия в город Казань.
Красотою своей мое сердце не рань. Происхождение слово Казань. Легенды о Казани. Памятные и исторические места Казани. Просмотр фильмов о городе Казани: “Тысячелетняя Казань”, “Реальная сказка”.

 

1

 

 

1

 

1

 

1

 

3.8-3.9

Подготовка к концерту.

Песни и стихи. Театральная постановка.

3

 

3

3

3

 

Итого:

34 часа

17

17

 

Программное содержание.

Раздел «Национальные традиции татарского народа»

Татары в Поволжье. Слова приветствия на татарском языке.

Костюмы татарского народа. Костюмы высших сословий и простого народа. Виды одежды. Обувь. Головные уборы.

Народные праздники и народные традиции.
Татарский народный праздник – Сабантуй. История возникновения праздника. География распространения. Национальные праздники Навруз, Сомбелэ, Нардуган.

Декоративно-прикладное искусство.
Ювелирные украшения татар. Головные и шейно-нагрудные украшения. Образцы татарского орнамента. Татарская вышивка. Вышивка полотенец, покрывала, скатерти. Техника вышивания.

Приходите к нам на чай
Правила гостеприимства. Сервировка стола. Поведение за столом.

Татарская национальная кухня: традиции и обычаи.
Самобытные черты, особенности татарской кухни. Воздействие на развитие кухни традиций соседних народов. Сладкая визитная карточка, лучший сувенир чак-чак.

Раздел "Народное творчество"

Устное народное творчество. Татарский фольклор.
Многообразные виды и жанры поэтического творчества. Обрядовый фольклор. Обращения к дождю и солнцу. Былины и сказки. Пословицы и поговорки. Скороговорки и прибаутки.

Знакомство с детскими книгами, газетами, журналами на татарском языке. Певческое творчество. Знакомство с правилами народной игры.

Литературное творчество. Знакомство с произведениями М.Джалиля. Знакомство с произведениями  Г.Тукая.

Музыкальная культура .Наиболее распространенные музыкальные инструменты – быргы, сорнай, курай. Татарские композиторы Р.Яхин, Сара Садыйкова, Салих Сайдашев, Луиза Батыр-Болгари.

Раздел «Общение на родном языке»   Творческий путь фольклорного ансамбля «Ак каен.» Роль фольклора в творчестве А. Давыдова.

Театр – и зрелище, и школа для народа.
Рождение татарского театра “Сайяр”. Казань– город театров. (В Татарстане работают 14 театров, из них 7 в Казани

Алфавит. Особенности произношения гласных звуков. Особенности произношения согласных звуков.

О, Казань…
Происхождение слово Казань. Легенды о Казани. Памятные и исторические места Казани. Просмотр фильмов о городе Казани: “Тысячелетняя Казань”, “Реальная сказка”.

Концерт.
Песни и стихи. Театральная постановка.

В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:

- элементарные представления об истории и культуре татарского народа ;

-  произведения искусства, предмета быта;

-  главные национальные праздники татарского народа;

-  обычаи, особенности культурных традиций татарского  народа.

Учащиеся должны уметь:

-  приветствовать  на татарском языке,

-  играть в народные игры;

-  узнавать принадлежность  народных мелодий;

-  танцевать народные танцы;

-  быть толерантным к представителям других народностей.

Прогноз: ожидается развитие и воспитание у детей чувства толерантности; через знания  истории и культуры татарского народа происходит формирование личности патриота и достойного будущего гражданина своей страны.

Использованная литература:

  1. Ренат Бикбулатов. Казань – Знаменитые люди. Книга первая. Издательство “Заман” 2015.
  2. М. А. Валиуллин. Балачак илендэ Казань – 2014.
  3. Л.И. Минхазева. Татар балалар эдэбияты. Казан: ТО “Хэтер” нэшрияты, 2013.
  4. К.Р.Синицына. История Татарстана и татарского народа. XVI – XVIII вв. Казань Издательство “Магариф”;Исанбет Наки Сиразиевич. Избранные произведения ТРИ “Хэтер”, 2014.
  5. Л.А.Харисова. “Культура народов Татарстана”. Издательство “Магариф”, 2014.
  6. Р.Яхин. Фоноуроки. РТ НТП “Школьник”.
  7. Путешествие по столице Татарстана. Редакционно-издательский центр “Титул” К 2015.
  8. Татар халык ашлары. Казан: Татарстан китап нәшрияты, 2016.
  9. Татар халык авыз иҗаты. Мәкальләр һәм әйтемнәр. Казань. Татарское книжное издательство, 2015.
  10. Татар халык авыз иҗаты. Риваятьләр һәм легендалар. Казань. Татарское книжное издательство, 2017.
  11. MP3 диск “Кайт, карлыгач.” Ильяс Гыйләҗетдин, Резеда Валиева. Мәктәп укучылары өчен иң популяр җырлар.
  12. Журналы “Соембикэ”, “Ялкын”, “Салават купере”.
Категория: Мои статьи | Добавил: khistamara (28.11.2018)
Просмотров: 1581 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz